МКДОУ «Детский сад № 2 «Сказка» ПАСПОРТ второй младшей группы №5 «ТЕРЕМОК» Воспитатели группы: Луцкая М. В. Полежаева А. И. г. Людиново 2022 – 2023 учебный год Девиз группы: Терем, терем, теремок. Много деток в нем живет. В теремочке мы растем. Дружно, весело живем! Информация о воспитателях группы: Луцкая Марина Владимировна Воспитатель Педагогический стаж: 37лет Стаж работы в занимаемой должности: 37 лет. Образование: высшее, Калужский государственный педагогический университет, 1995г. Специальность: педагогика и психология Квалификация: преподаватель педагогики, психологии и методик в дошкольном педучилище, методист Аттестация: I категория Курсы повышения квалификации: ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования», 72 часа, сентябрь 2021г. Полежаева Анастасия Игоревна Воспитатель Педагогический стаж: 9лет. Стаж работы в занимаемой должности: 5 лет 1 мес. Образование: высшее, Калужский государственный университет, 2013г. Специальность: психология Квалификация: преподаватель психологии по специальности «психология» Аттестация: соответствие занимаемой должности 26.09.2016 г. - 26.09.2021 г. Курсы повышения квалификации: ГАОУ ДПО «Калужский государственный инстит ут развития образования», 72 часа, апрель 2020 г. Основные направления воспитательной работы с детьми 3 - 4 лет (младшая группа) в условиях дошкольной образовательной организации (на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» и примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21) Патриотическое направление воспитания: ценности Родины и природы. Социальное направление воспитания: ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества. Познавательное направление воспитания: ценность знания. Физическое и оздоровительное направления воспитания: ценность здоровья. Трудовое направление воспитания: ценность труда. Этико-эстетическое направление воспитания: ценности культуры и красоты. Цели и задачи реализации программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Задачи: Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Знакомство с культурным прошлым своего народа. Обогащение словаря детей через народные сказки, присказки, заклички, потешки, загадки, поговорки Список детей (на бумажном носителе) Возрастные особенности детей 3-4 лет Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады. Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту. Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер. Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний. Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я — сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметамизаместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям. Основные задачи развития малышей: освоение навыков личной гигиены; воспитание эмоциональной стабильности, вежливого отношения к окружающим; развитие любознательности к предметам, действиям, ситуациям, явлениям; обучение различным способам действий с помощью предметной деятельности; развитие способности к сопереживанию. Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Поэтому следует родителям объяснить своему ребенку о важности взаимоотношений воспитателя и ребенка. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Образовательный стандарт (ФГОС) подразумевает приобретение детьми к концу учебного года определенных умений, знаний, навыков. При этом следует учитывать баланс между образовательной и игровой деятельностью. Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС) подразумевают развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо поощрять интерес, внимание ребенка к окружающей действительности. Тогда у него появится желание самостоятельно продолжить изучение явлений или ситуаций. Любопытство ребенка способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания. Осознание себя самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые, глубокие отношения с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется собственная позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей. Возрастные особенности детей 3–4 лет формируют предпосылки к дальнейшей учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью взрослого осваивают элементы и правила коллективных, индивидуальных игр. Это способствует развитию взаимоотношений, становлению личности ребенка, формирует познавательную и творческую активность. Организация режима пребывания детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) в детском саду группа №5 Расписание непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Теремок» Понедельник 1.развитие речи, основы грамотности. 9.05 – 9.20 1подгруппа 9.55 - 10.10 2подгруппа 2. Музыка 9.30 - 9.45 Вторник 1.Математическое развитие. 9.05 – 9.20 Среда 1. Рисование. 9.05 – 9.20 1подгруппа 9.55 - 10.10 2подгруппа 2. Физическая культура 9.30 – 9.45 3. Конструирование. 2. Музыка 9.30 - 9.45 Четверг Пятница 1. Ознакомление с окружающим миром (1раз в месяц Приобщение к истокам русской народной культуры) 9.00 -9.15 1. Лепка/Аппликация 9.05 - 9.20 1подгр. 9.25 - 9.30 2подгр. 2. Физическая культура 9.00– 9.45 2. Физическая культура на прогулке 9.45 – 10.00 9.55 - 10.10 Образовательные области по ФГОС ДОУ В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять направлений развития воспитанников (или образовательных областей). 1. Социально-коммуникативное развитие усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 2. Познавательное развитие развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 3. Речевое развитие владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 4. Художественно-эстетическое развитие развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 5. Физическое развитие приобретение опыта в двигательной деятельности детей; развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) 4. Используемая литература 1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» издание шестое (дополненное), под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Мозаика Синтез, Москва, 2020 2. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» издание пятое, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Мозаика - Синтез, Москва, 2019 3. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», издание четвертое, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мозаика Синтез, Москва, 2014 4. Абрамова Л.В., Слепцова И. Ф, Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Мозаика - Синтез; Москва; 2019 5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты и сценарии занятий. Учебно методический комплект к программе «От рождения до школы» Мозаика - Синтез, Москва, 2019 6. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» М.: Мозаика-Синтез, 2015 7. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду (2 - 7 лет), Мозаика - Синтез; Москва; 2008 8. Зацепина М. Б., Лямина Г. М., Теплюк С.М. Дети раннего возраста в детском саду. Мозаика Синтез; Москва; 2010 9. Примерное комплексно - тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Младшая группа (3 - 4 года), сост. В.А. Вилонова 10. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми» ранний возраст. Мозаика - Синтез; Москва; 2013 11. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - Дубна, 2011 12. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2 - 7 лет Мозаика - Синтез; Москва; 2017 13. Теплюк С.М. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Мозаика - Синтез; Москва; 2010 14. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3 - 4 года. Мозаика - Синтез; Москва; 2016 15. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группы. Центр познавательного развития. 1.Пазлы 2.Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру. 3.Лото, домино в картинках. 4.Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, животные, транспорт, профессии, инструменты, цвета, деревья 5.Матрешки, пирамидки. 6.Материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, шнуровки) 7.Счетные палочки. 8.Наборы домашних и диких животных. 9. Лупа. Центр природы. 1.Комнатные растения. 2. Инвентарь для ухода за комнатными растениями 3. Картины – пейзажи с изображением времен года. 4. Иллюстрации, изображающие различные состояния погоды. 5. Муляжи овощей, фруктов. 6. Календарь погоды. 7. Природный материал. Центр художественно – эстетического развития. 1.Музыкальные инструменты (магнитофон, барабан, дудочка, бубны, металлофон, шумелка, ложки). 2.Цветные карандаши. 3. Трафареты. 4. Гуашь. 5. Кисточки. 6. Баночки для воды. 7. Раскраски. 8. Альбомы. 9. Пластилин. 10. Доски для пластилина. 11. Стеки. 12. Ножницы. 13. Цветная бумага. 14. Картон. 15. Кисти для клея. 16. Клей-карандаш. 17. Салфетки. 18. произведения народного искусства, альбом с рисунками и фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства. 19.Образцы по рисованию. Центр физического развития. 1.Обручи. 2. Скакалки. 3. Мячи. 4. Кегли. 5. Кольцеброс. 6. Шапочки для подвижных игр. 7. Массажные коврики. 8. Картотека «Подвижные игры», «Пальчиковая гимнастика». Центр конструирования и безопасности. 1.Конструктор мелкий и крупный «Лего». 2.Пластмассовые кубики 3.Мозаика. 4.Пазлы.5.Небольшие игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных. Транспорт мелкий, крупный; машины легковые и грузовые. 6. Дорожные знаки. 7. Светофор 8. Папка по пожарной безопасности. Центр формирования элементарных математических представлений 1.Д/игры «Фигуры», «Цвета», «Профессии», «Большой – маленький», 2.Лото «Животные», «Фрукты – овощи», 3.парные картинки. 4.Игры для мелкой моторики рук «Шнуровка», «Ёжик с прищепками» 5.Пирамиды пластмассовые. 6.Предметные картинки с изображением счета до 5. 7.Набор геометрических фигур. Центр книги. 1.Тематическая подборка детской художественной литературы. 2.Д/игра «Чьи детки» 3.Маски животных. Центр театра. 1.Различные виды театра: кукольный, настольный, фланелеграфе, пальчиковый. 2. Маски, шапочки. 3.Декорации, театральные атрибуты (костюмы для 4. Куклы Хрюша, Ша на ряжения). Центр речевого развития. 1.Тематические альбомы в картинках: «Дикие и домашние животные», «Профессии», «Мебель», «Посуда», «Цвета», «Птицы», «Деревья» 2.Д/игра «Собери картинку» Центр игры. 1.Детская кухня. 2.Стол, стулья. 3.Наборы посуды. 4.Куклы. 5.Коляски. 6.Кроватка. 7. «Парикмахерская» 8. «Доктор». 9. «Магазин» 10.Строительные кубики. 11.Инструменты. 12.Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки) 13.Одежда для ряжения. Приемная. 1.Информационный стенд для родителей Для Вас родители» 2.Стенд «Будем здоровы» 3.Стенд «наше творчество» 4.Стенд «Меню» 5.Советы воспитателей. 6.Полочка для лепки. 7.Режим дня.