Дооп Волшебный мир театра-Д.с.№2 Сказка 2023

Отдел образования администрации муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 2 «СКАЗКА»

249406, г. Людиново
Калужской области
ул. Маяковского,16

Телефон: 8(48444) 6-63-55
email: MDOU-skazka-2@mail.ru

Согласовано
Протокол методического совета№1
«31» августа 2023 г.

Утверждаю
Заведующая МКДОУ
«Детский сад№2 «Сказка»
____________ Луковникова О.А.
Приказ № 48 от «31» августа
2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»

Срок реализации: 2 месяца
Возраст детей: 5-7 лет
Прокопова Евгения Александровна,
логопед МКДОУ «Детский сад № 2
«Сказка»

г. Людиново
2023 г.

Оглавление
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» ................... 3
1.1 Пояснительная записка....................................................................... 3
1.2. Цель и задачи ...................................................................................... 5
1.3. Учебный план ..................................................................................... 6
1.4. Содержание программы. ................................................................... 7
1.5. Планируемые результаты .................................................................. 8
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий ............. 9
2.1. Календарно - тематический план ..................................................... 9
2.2. Условия реализации программы ...................................................... 9
2.3. Формы аттестации ........................................................................... 10
2.4. Контрольно-оценочные материалы................................................ 10
2.5. Методическое обеспечение. ............................................................ 10
2.5. Список литературы .......................................................................... 12

2

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Данная программа является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
краткосрочной
программой
художественной
направленности, очной формы обучения, сроком реализации 2 месяца (16
часов), для детей 5-7 лет стартового уровня освоения. Язык реализации
программы – русский.
Программа позволяет сформировать у обучающихся представления о
театральном искусстве.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид
детского творчества. Она близка и понятна ребѐнку, глубоко лежит в его
природе и находит своѐ отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребѐнку хочется
воплотить в живые образы и действия, входя в образ, он играет любые роли,
стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая
огромное эмоциональное наслаждение.
Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый
интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре
определенные переживания, побуждает к созданию новых образов,
побуждает к мышлению.
Программа составлена в соответствии с государственными
требованиями к образовательным программам системы дополнительного
образования детей на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
«Методические
рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей
до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
3

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
8. Устав муниципального казѐнного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 2 «Сказка».
Актуальность данной программы заключается в том, что театральная
деятельность помогают развить интересы и способности ребенка;
способствуют общему развитию, развитию художественного вкуса,
творческих способностей, проявлению любознательности, стремлению к
познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия,
развитию ассоциативного мышления, коммуникативных способностей;
настойчивости, целеустремленности. В ней он и раскрепощается, и
формулирует свои творческие инициативы. Всѐ это способствует раскрытию
индивидуально - личностного потенциала.
Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка
решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует
формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение
комбинировать образы, интуиция, фантазия и изобретательность,
способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью
способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка,
раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций
исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает
ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания,
фантазию.
Новизна
данной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы состоит в том, что в ходе реализации
программы используются ИКТ: виртуальные экскурсии, видео-презентации,
анимированные герои. Занятия направлены на развитие речи и умение
владеть собой перед публикой, что очень ценно в будущей школьной жизни
ребенка. А также на развитие свободного общения с детьми и взрослыми.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство
детей с культурным наследием и приобщают детей к общепринятым нормам
и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
учащиеся практически всѐ время находятся на сцене, тренируются или
играют роли, то есть занимаются своим прямым делом – работой актѐра.
При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ
и инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
4

развития категорий, обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие
речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети). Программа
модифицированная. В основе ее лежит программа Мерзляковой С.И.
«Волшебный мир театра», которая реализуется в кружке дополнительного
образования «Волшебный мир театра».
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 5-7 лет.
Уровень освоения программы стартовый.
Объѐм программы 16 часов
Срок освоения программы – 2 месяца.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 мин.
Условия реализации программы: для обучения принимаются все
желающие без прохождения предварительного отбора или собеседования по
заявлению родителей.
1.2. Цель и задачи
Цель программы:
Развитие сценического творчества детей дошкольного
средствами театрализованных игр и игр-представлений.

возраста

Задачи:
Обучающие:
 Расширить знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных
профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
 Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный,
драматический, музыкальный, детский, театр теней и др.);
 Научить пользоваться мимикой, жестами, менять силу голоса, темп и
ритм речи.
 Научить строить диалог с партнѐром;
 Способствовать обогащению театрального опыта;
 Научить импровизировать в играх-драматизациях на темы знакомых
сказок.
Воспитательные:
 Сформировать устойчивый интерес к театральному искусству и другим
видам искусства, желание попробовать себя в разных ролях;
 Воспитать
культуру
поведения
в
театре
и
в
жизни,
доброжелательность;
 Создать условия для развития творческой активности детей;
5

 Воспитывать нравственно-этические качества;
 Воспитывать
артистические
качества,
целеустремлѐнность,
аккуратность, старательность, способствовать раскрытию творческого
потенциала.
Развивающие:
 Развивать познавательный интерес к истории театра, различных видов
искусств, истории мировой культуры;
 Развивать речь детей и корректировать ее нарушения через
театрализованную деятельность;
 Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к
импровизации средствами мимики, выразительных движений и
интонации;
 Развивать психические процессы: память, восприятие, зрительное и
слуховое внимание, фантазию, воображение, образное мышление.
 Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
1.3. Учебный план
№
п/п

Теория Практика
Всего
(ак.час) (мин)
(мин)

Наименование раздела

Знакомство с театром
1

История театра.

1

20

10

2

Кто работает в театре

1

10

20

3

Правила поведения в театре. Экскурсия 1
в театр теней

10

20

Театральное мастерство
4

Знакомство с упражнениями на развитие 1
сценического внимания и воображения

10

20

5

Что такое театральный этюд. Этюды и 1
импровизации на заданную тему.

10

20

6

Игры на развитие мимики, жестов, 1
выразительности речи.

10

20

7

Сценическая пластика

1

10

20

Изучаем
речевой
аппарат. 1
Артикуляционная гимнастика.

10

20

Учимся говорить красиво
8

6

голос. 1

10

20

10

Знакомство со спектаклем. Кастинг. 1
Распределение ролей.

10

20

11

Репетиция 1. Работа над дикцией и 1
культурой речи

10

20

12

Репетиция 2. Учимся говорить красиво 1
(озвучивание героев)

10

20

13

Репетиция
3.
Пантомимика. 1
Обыгрывание действий героев.

10

20

14

Репетиция 4. Изготовление афиши и 1
декораций

10

20

15

Репетиция 5. Генеральная репетиция

1

5

25

16

Итоговое занятие. Показ сказки

1

9

Что
такое
сценический
Дыхательная гимнастика.

Создание спектакля

30

1.4. Содержание программы.
1. Знакомство с театром.
Теория. Занятие по истории театра, театральная этика. Виртуальная
экскурсия.
Практика. Игровые тренинги, игры на развитие импровизации: «Угадай, кем
я работаю», «Мы пришли в театр»
2. Театральное мастерство
Теория. Обучающие знакомятся с искусством театра. Показ презентаций.
Практика. На игровых тренингах обучающие работают над развитием
сценического внимания и воображения, сценической фантазии, чувства
ритма, координации движений, пластической выразительности.
3. Учимся говорить красиво.
Теория. Работа над культурой речи. Показ презентаций. Видео.
Практика. Работа над дикцией, выразительностью речи, упражнения на
развитие речевого дыхания. Артикуляционная гимнастика, игры,
позволяющие сформировать интонационную выразительность речи («фраза
по кругу», «главное слово» и др.).
4. Создание спектакля.
Теория. Знакомство с созданием спектакля.
Практика. Репетиции, создание афиши и декораций к спектаклю.

7

1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
 Виды театров и иметь представление о таких театрах как кукольный,
пальчиковый, музыкальный, театр теней);
 Театральные
термины
(аншлаг,
сцена, премьера,
антракт,
аплодисменты и др.);
 Театральные профессии (актѐр, режиссер, художник, драматург);
 Правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после
спектакля.
Обучающиеся будут уметь:
 Выполнять упражнения актѐрского тренинга;
 Передавать образ героя характерными движениями, интонацией,
мимикой;
 Произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
 Строить диалог с партнѐром;
 Импровизировать в играх-драматизациях на темы знакомых сказок.
Личностные результаты:
 проявляют познавательный интерес к театрализованной игре, желание
пробовать себя в разных ролях;
 развивается творческая активность детей, самостоятельность;
 формируются артистические качества, способствующие раскрытию
творческого
потенциала,
аккуратность,
старательность,
целеустремлѐнность.
 проявляют желание выступать вместе с коллективом сверстников,
согласовывают свои действия с действиями партнера.
Метапредметные результаты:
 проявляют интерес к различным видам искусства.
 улучшились память, внимание, фантазия, восприятие, воображение,
образное мышление;
 развивается речевое дыхание, правильная артикуляция, дикция.
 владеют
интонационной
выразительностью
речи,
навыками
импровизации.

8

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно - тематический план
(составляется ежегодно) вынесен в Рабочую программу (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база.
1. Учебный кабинет для занятий с детьми, соответствующий санитарногигиеническим требованиям;
2. Столы и стулья для педагога и обучающихся;
3. Настольный театр игрушек;
4. Театр картинок для показа на фланелеграфе, магнитной доске;
5. Пальчиковый театр;
6. Реквизит для этюдов и инсценировок;
7. Детские костюмы для спектаклей;
8. Взрослые костюмы для спектаклей;
9. Элементы костюмов для детей и взрослых;
10.Атрибуты для занятий и для спектаклей;
11.Музыкальный центр;
12.Ноутбук;
13.Проектор;
14.Флэш карта с муз. произведениями, презентациями, видео;
15.Декорации к спектаклям;
16.Ширма;
17.Книги и иллюстрации к сказкам;
18.Методическая литература.
Наглядное обеспечение
1. Альбомы;
2. Слайд-фильм;
3. Презентации;
4. Виртуальная экскурсия «Волшебный мир театра».
5. Демонстрационный материал.
Дидактическое обеспечение
1. Картотека для артикуляционной гимнастики;
2. Картотека для дыхательной гимнастики;
3. Дидактические игры.
4. Литература для проведения занятий:
• Лебединский А.Л. Театр в чемодане. – М.: Искусство, 1977.
• Мирясова В.И. Играем в театр. – М.: Гном-Пресс, 1999.
• Поляк Л.Я. Театр сказок. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
9

• Смирнова Н.И. И … оживают куклы. – М.: Издательство
«Детская литература», 2014.
2.3. Формы аттестации
Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу
документа об обучении.
2.4. Контрольно-оценочные материалы.
На занятиях применяется поурочный, тематический контроль; ведется
индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого обучающегося. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в
выполнении практических и творческих заданий.
Результаты освоения программного материала определяются по трѐм
уровням: высокий, средний, низкий.
8-10 баллов – высокий уровень,
4 - 7 баллов – средний уровень,
1 - 3 балла – низкий уровень
Важными показателями успешности освоения программы являются:
 развитие интереса обучающихся к театральному искусству;
 желание пробовать себя в разных ролях;
 владение интонационно-речевой выразительностью, навыками
импровизации при исполнении мимических этюдов и пантомиме.
.
2.5. Методическое обеспечение.
Организация образовательного процесса по данной программе
предполагает создание для обучающихся творческой, свободной, комфортной
среды. Этому способствует использование педагогом методов обучения,
позволяющих достичь максимального результата. К ним относятся:
 вербальный (беседа, рассказ, объяснения),
 наглядный (показ, демонстрация иллюстративного материала и
фотографий, видео фильмов, презентаций),
 практический (игры и упражнения на развитие жестов, мимики,
выразительности речи, дикции)
Познавательный интерес детей усиливается за счет проведения
виртуальных экскурсий, просмотра видеоматериалов, посещения творческих
мастерских.
Занятия по программе строятся на следующих принципах:
 Усвоения материала от простого к сложному;
10







Единства воспитания и обучения;
Последовательности;
Доступности;
Индивидуальности;
Самореализации.

11

2.5. Список литературы
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры,
упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные
игры – занятия. - СПб, 2002
3. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля» СПб, 2002.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
5. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника:
развитого,
образованного,
самостоятельного,
инициативного,
неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
6. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
8. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в
детском саду. М., 2000.
9. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
10.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. М., 2004.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».