Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Сказка» Адрес: 249406, Калужская обл. г. Людиново, ул. Маяковского, д.16, тел./факс (48 444) 6-63-55, эл.почта: MDOU-skazka-2@mail.ru ___________________________________________________________________________________________ ПРИНЯТ: Педагогическим советом Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. Утверждаю: заведующая МКДОУ «Детский сад № 2 «Сказка ________________ О.А. Луковникова Приказ № 48 от «31» августа 2023 г. Учебный план на 2023 – 2024 учебный год г. Людиново Содержание. 1. Пояснительная записка. 1.1. Нормативные основания составления учебного плана. 1.2. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана. 1.3. Характеристика структуры учебного плана. 1.4. Структура учебного плана. 2. Учебный план. 1. Пояснительная записка. Учебный план МКДОУ «Детский сад № 2 «Сказка» г. Людиново на 2023 – 2024 учебный год является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение занятий. 1.1 Нормативные основания составления учебного плана. Учебный план разработан в соответствии с Федеральными документами: Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809) (в ред. от 29.12.2022г.); Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования , утверждѐнным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) (в ред. от 21.01.2019г.) «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014); Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утверждѐнной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022г. регистрационный № 71847). Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Образовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Детский сад №2 «Сказка». Локальными актами ДОУ: Уставом Муниципального казѐнного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Сказка» 1.2 Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана: Основными задачами учебного плана непрерывной образовательной деятельности являются: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки. 2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию и организации образовательного процесса в ДОО. Учебный план разработан с учетом следующих принципов возрастной адекватности образования; развивающего вариативного образования, целью которого является развитие ребенка с учетом его интересов, мотивов, способностей; научной обоснованности и практической применимости; соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; содействия и сотрудничества в совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей. 1.3. Характеристика структуры учебного плана. Режим работы ДОО: МКДОУ «Детский сад № 2 «Сказка» работает в режиме пятидневной рабочей недели (кроме субботы и воскресения), обеспечивая 12-ти часовое пребывание воспитанников с 7.00 часов до 19.00 часов. Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. В ДОУ функционирует 6 групп общеразвивающей направленности и 2 группы комбинированные: Возрастной этап Возраст детей Возрастная группа Ранний возраст Кол-во групп 1,5-3 Вторая группа года раннего возраста Младший дошкольный 3-4 года Младшая группа возраст 4-5 лет Средняя группа 2 Старший дошкольный возраст № группы, направленность Кол-во детей в группах 1 №3 (общеразвивающая) №4 (общеразвивающая) №11(общеразвивающая) 20 20 28 1 № 5 (общеразвивающая) 28 2 № 1 (общеразвивающая) № 10(комбинированная) № 6 (комбинированная) № 8 (общеразвивающая) 20 24 24 26 5-6 лет Старшая группа 6-7 лет Подготовительная 2 к школе группа 1.4. Структура учебного плана. В структуре учебного плана в соответствии с ФГОС ДО выделены две взаимодополняющие части: 1. Обязательная 2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, Определен перечень образовательных областей, различные виды детской деятельности и объем учебного времени в неделю для организации образовательной деятельности. Обязательная часть Программы обеспечивает комплексность подхода, направленного на развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Объем обязательной части образовательной программы дошкольного образования составляет не менее 60% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательных отношений - не более 40% общего объема. Программа реализуется в различных видах деятельности детей. В организованных формах образования детей обеспечивается баланс между различными видами совместной со взрослыми организованной деятельности и свободным временем детей для игровой деятельности. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка: в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; в дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Формы организации занятий: для детей с 1 года до 3 лет – подгрупповая; в дошкольных группах - подгрупповая, фронтальная Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждѐнным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28. Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не более Возраст от 1,5 до 3 лет от 3 до 4 лет от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет Норматив 10 минут 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут В середине времени, отведенного на занятие, проводятся физкультурные минутки. Продолжительность перерывов между занятиями для всех возрастов - не менее 10 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более Возраст от 1,5 до 3 лет от 3 до 4 лет от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет Норматив 20 минут 30 минут 40 минут 50 минут или 75 минут (при организации 1 занятия после дневного сна) 90 минут Занятия для детей старшего дошкольного возраста может могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25 - 30 минут в день. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовываются в первую половину дня. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимают не менее 50% общего времени, отведенного на занятия. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями. С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию осуществляют по подгруппам 2 - 3 раза в неделю. Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организовываются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей 4 медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях занятия по физическому развитию организуются на открытом воздухе. Музыкальное воспитание детей 1,5 – 7 лет осуществляет музыкальный руководитель. Физическое развитие с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет осуществляют инструктор по физической культуре, с детьми раннего возраста 1,5 – 3 лет и младшего дошкольного возраста 3-5 лет двигательную деятельность проводят воспитатели группы. Образовательная деятельность по коррекции и развитию речи детей с индивидуальными образовательными потребностями осуществляется учителем – логопедом индивидуально или по подгруппам 2 раза в неделю (для одного ребенка) на логопедическом пункте. Работу с детьми учитель – логопед проводит за счет занятий (восприятие художественной литературы, изобразительная деятельность) и в режимных моментах. В дошкольном образовании детей обеспечивается баланс между различными видами совместной со взрослым деятельности и самостоятельной деятельностью детей. Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, их склонностями и интересами, потребностями, родителей, а также с учетом рекомендаций авторов реализуемых программ. 2.Учебный план. Продолжительность учебного года: Продолжительность учебного года – 36 недель. Начало учебного года – 01 сентября 2023 года. Переходный период к началу учебного года (с 1 по 15 сентября) предусматривает наличие щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой возрастной группе и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений. Окончание учебного года – 14 мая 2024 года. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Периодами каникул в организации считаются: 26 декабря – 8 января - зимние каникулы 01 июня – 31 августа – летние каникулы. В период проведения каникул Программой ДОО предусмотрено проведение занятий эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные). В летний оздоровительный период в ДОО проводятся музыкальные, физкультурно – оздоровительные мероприятия, наблюдения в природе, элементарные экспериментирования, изобразительная деятельность, ежедневное чтение художественной литературы, развлечения). 2.1. Учебный план образовательной деятельности (1,5 - 7 лет). Вторая группа раннего возраста (1,5-3 года) Организованная образовательная деятельность ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ Вид занятий Ребѐнок и окружающий мир Развитие речи. Художественная литература Рисование Лепка/Конструирование Физическая культура Музыка Итого Количество занятий в неделю 1 2 1 1 3 2 10 Количество занятий в месяц 4 8 8 8 12 8 40 Группы дошкольного возраста (3 - 7 лет) Организованная образовательная деятельность ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ Младшая группа Средняя группа Старшая группа (3-4 года) (4-5 лет) (5-6 лет) Вид занятий Подготовительная группа (6-7 лет) Количеств о занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Физическая культура в помещении Физическая культура на прогулке Музыка Рисование Лепка, аппликация, Конструирование ручной труд Математическое развитие Ознакомление с окружающим миром Развитие речи, основы грамотности 2 8 2 8 2 8 2 8 1 4 1 4 1 4 1 4 2 1 1 8 4 4 2 1 1 8 4 4 2 2 1 8 8 4 2 2 1 8 8 4 1 4 1 4 1 4 2 8 0,75 3 0,75 3 1 4 0,75 3 1 4 1 4 2 8 2 8 Итого в обязательной части 9,75 39 9,75 43 12 48 13,75 55 ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ «Основы безопасности жизнедеятельност и детей старшего дошкольного возраста» «Приобщение 0,25 детей к истокам русской народной культуры» «Родничок» (духовнонравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста) Итогов части 0,25 формируемой участниками образовательных отношений Максимальный 10 объем образоват. нагрузки в образовательной деятельности 1 0,25 0,25 1 0,25 1 0,5 2 1 4 1 1 0,25 1 0, 75 3 1,25 5 40 10 40 12,75 51 15 60 Объём образовательной нагрузки в объединениях дополнительного образования. Название объединения дополнительного образования Театральная студия «В гостях у сказки», художественно-эстетическое развитие Физкультурно-оздоровительная студия «Грация» Возраст детей Количество детей Количество занятий, продолжительность 5-6 лет 10 2 раза в неделю 25 минут 6-7 лет 10 5-6 лет 10 6-7 лет 10 2 раза в неделю 30 минут 2 раза в неделю 25 минут 2 раза в неделю 30 минут Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка. Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности: Возраст детей Регламентируемая деятельность (Занятия) Нерегламентированная деятельность, час совместная самостоятельная деятельность деятельность 1,5-3 года 3-4 года 4-5 лет 2 по 10мин 2 по 15 мин 2 по 20 мин 7-7,5 7- 7,5 7 3-4 3-4 3-3,5 5 – 6 лет 2-3 по 20-25 мин 6-6,5 2,5-3,5 6-7 лет 3 по 30 мин. 5,5-6 2,5-3 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утренняя гимнастика Утренний круг Вечерний круг Закаливающие процедуры Гигиенические процедуры Ситуативные беседы при проведении режимных моментов Чтение Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно художественной литературы Дежурства согласно согласно согласно согласно режима режима режима режима Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно согласно согласно согласно согласно режима режима режима режима Прогулки Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно согласно согласно согласно согласно режима режима режима режима Самостоятельная деятельность детей Игра Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно согласно согласно согласно согласно режима режима режима режима Самостоятельная Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно деятельность согласно согласно согласно согласно детей в центрах режима режима режима режима (уголках) развития согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима Ежедневно согласно режима